Абитуриенту 

Студенту 

Выпускнику 

в ИнЕУ 

Национальные виды спорта

В условиях борьбы за независимость и от суровой кочевой жизни, у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В основе её лежали национальные виды спорта и подвижные игры. Состязательный характер игр способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств, необходимых кочевнику и войну.

Аударыспак

Аударыспақ – это казахский национальный вид конного спорта (борьба двух всадников, сидя верхом на лошадях). Побеждает тот  всадник, кто сможет побороть своего противника и стащить его с коня. В этом состязании, джигитам требуется проявить не только исключительную физическую силу, но и волю к победе, ловкость, умение держаться в седле в самых сложных ситуациях.

Игра проводится на ровной и прямой площадке длиной 50 и шириной 25 метров. Продолжительность игры - 5 минут, участники разделяются по весовым категориям: легкий вес до 65 кг,средний до 80 кг, тяжелый свыше 80 кг. Игрокам запрещается наносить удары противнику и его лошади, захватывать соперника за голову, волосы или сбрую лошади, выкручивать руки и набрасывать поводок на противника.  Если какая-нибудь часть тела соперника коснулась земли, он считается проигравшим.

Көкпар

«Көкпар» - одна из наиболее популярных казахских игр  (козлодрание,  или борьба за тушу козла), которая распространена не только в Казахстане, но и у народов Средней Азии.

Игра по старинной традиции непременно начинается торжественной клятвой участников играть честно. Команда состоит из 12 джигитов, но на поле играют только по четыре всадника от каждой команды. Существует правило замены, причем можно менять не только всадников, но и лошадей. На "көкпар" выходят при полной упряжке лошади и в скаковых доспехах. Игра состоит из двух таймов по 20 минут и проходит на поле длиной 200  и шириной 80 метров. По краям располагаются два одинаковых “казана” (их стандартные размеры - 3,6 метра диаметр и 1,5 метра высота). Задача игроков - поднять с земли тушу козла, протащить ее и забросить в “казан” команды соперника. За действиями джигитов следит конная судейская бригада, состоящая из трех всадников.

Такой древний национальный вид конного спорта, как көкпар, уверенно занимает собственную нишу в жизни Республики. За сборную Павлодарской области по различным конным видам спорта, выступает мастер спорта, студент колледжа ИнЕУ из группы ФС - 313 Жаксыбек Нурбол и достойно защищает ее на Республиканских соревнованиях.  

Асык

Очень  распространенная национальная казахская игра, правила которой передаются из поколения в поколение. 

У  каждого умудренного опытом игрока должен быть свой мешок с асыками или альчиками - это овечья коленная кость. Ее специально вываривали, красили хной, чернилами или красками, иногда заливали цветными и драгоценными металлами.

Среди всего набора асыков обязательно должен быть присутствовать большой альчик, называемый «сака» - козырная кость, он выполнял в игре самого главного трофея.

На земле чертиться круг диаметром 1,5-2 метра по желанию. В центре круга проводиться линия, длина которой зависит от количества игроков и асыков. Каждый игрок ставит на кон свой асык. Нельзя ставить подряд 2 асыка одной стороной, иначе любой другой игрок может забрать асык.

Право первого броска разыгрывают по жребию. На расстоянии 2-5 метров от круга рисуют линию  и с нее игроки будут прицельно бросать свою «сака», пытаясь попасть в асыки стоящие на кону. Если игрок попадает в асык на кону, и тот будет выбит из круга, то игрок забирает его и снова бросает свою «сака» в асыки стоящие на кону уже с линии круга. В случае промаха ход переходит к следующему игроку в порядке очередности. Если асык останется в круге, то следующий игрок с линии круга выбивает его из круга.

Если у игрока закончился запас асыков, он может разменять «сака» на несколько простушков и играть ими. Играют до тех пор. Пока на кону есть асыки.

Теңге-алу

Казахская национальная игра теңге- алу (подбор монет на скаку) в переводе на русский, означающая «подними монету», имеет очень далекие исторические корни.

В наше время яркая, красивая национальная игра теңге-алу развивает мастерство и силу, прививает глубокое уважение к историческим корням своей истории и трепетно-заботливое отношение к лошади.

На определенном расстоянии друг от друга бросают несколько узелков с серебром или деньгами. Участники игры выстраиваются друг за другом в порядке очереди. Вскачь они должны постараться достать эти узелки с земли, при этом, не останавливая коня ни на секунду, иначе такая победа не будет признана. За неудачные попытки засчитывается штрафное время. 

Площадка для игры теңге -алу должна быть длиной 120 метров. Длина до места, где нужно подобрать теңге - 30 метров. Количество мешочков с теңге - 5. Расстояние между мешочками должно быть по 10 метров. В заключение игры  засчитывается общее время, поделенное на количество подбора мешочков с теңге. 

 

 


« Октябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Сейчас 500 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

 






 
Официальный сайт Президента Республики Казахстан Министерство образования и науки Республики Казахстан Сайт акимата Павлодарской области Государственный партал Управления образования Павлодарской области Послание Президента РК Н.Назарбаева. СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Государственные символы
 
© 2017 ИнЕУ. Все права защищены.
Республика Казахстан, 140000, Павлодар, ул. Ломова, 45, +7(7182)34-53-39, моб/WhatsApp: +7(747)824-43-67
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #feduc9 #126f10770 #180413192931